13.11.2024
Как и чем связаны оценка и самооценка?
"Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой." Альберт Эйнштейн

Оценивание - очень естественный процесс. Все и всегда оценивают.

Если ли для вас разница в следующих фразах? В чем она заключается?

«Морозная погода» или «На улице -25*С»; «Веселая девочка» или «Девочка улыбается?»; «Несправедливая оценка» или «учитель поставил двойку».

Во фразах «на улице -25*С», «девочка улыбается», «учитель поставил двойку» я попыталась описать факт реальности, который могу увидеть, услышать, почувствовать органами чувств, безоценочно.

И это первый этап познания окружающего мира - безоценочное познание действительности через познавательные и эмоциональные психические процессы.

А далее для реальной и ежеминутной организации своего поведения и деятельности человек все, что он ощутил, почувствовал, познал, понял, должен соизмерить со своими физическими кондициями, со своими потребностями и возможностями, а также с требованиями общества. Процесс соизмерения и есть «оценивание».

Оценка зависит от чего?

  • От физического состояния оценивающего,
  • От главной потребности на момент оценивания,
  • От собственных возможностей и ограничений оценивающего,
  • От требований, правил социума
Во фразах «морозная погода», «веселая девочка», «несправедливая оценка» появляется оценка. Погода морозная для меня, жительницы Красноярска, для Норильска она, может быть, комфортной. Когда девочка улыбается, далеко не единственный вариант, что девочка веселится. Я оцениваю факт улыбки, опираясь на свой опыт и свои знания. В оценке всегда есть оценивающий.

Это так естественно оценивать, описывать безоценочно - сложнее.

Оценка сопровождает человека от момента рождения до смерти. Только родившись, о нем говорят, что он «большой» и «толстенький», «смуглый» и «хорошенький», немного позже, что он «умный», «добрый», «справедливый» и так далее. И самооценку ребенок формирует на основе тех оценок, которые он слышит в детстве. В этих оценках очень много оценивающих, их опыт, их потребности.

Сложности с самооценкой возникают когда человек пытается опираться не на то, что он знает, видит, слышит и замечает о себе сейчас, а на тот текст, придуманный кем-то другим в далёком детстве.
20.11.2024
Способы повысить самооценку?
Слово "самооценка" состоит из двух частей, "сам" и "оценка", низкая самооценка - сам себя оцениваешь низко.

В детстве родители, учителя, другие люди нас сравнивали с кем-то более успешным. "А вот Маша уже умеет читать. А ты все ленишься". Оценивали нас, для того чтобы заставить что-то сделать, для того чтобы мотивировать быть лучше, успешней. "Что же ты такой ленивый, совсем не учишься, будешь дворы мести".

Оценка и сравнение плохо работают на мотивацию, а вот неуверенность они хорошо подкармливают.
А есть ли способы повысить самооценку? Предлагаю несколько пунктов:

1. НЕ сравнивайте себя с другими.
2. Постарайтесь НЕ оценивать себя, особенно в обобщающих характеристиках:
"Я плохой"
"Я неспособный"
"Я хуже всех"
"Вечно у меня не получается"
"Вот Маша купила квартиру, а я точно не смогу."

ВОТ ТАК НЕ НАДО!

3. Напишите 3 списка ( не менее 7 пунктов в каждом списке)
-Ваши сильные стороны
-Ваши уменья, достижения
-То, что вам нравится в себе

ЗАМЕЧАЙТЕ, какой вы КЛАССНЫЙ

4. В случае если вы корите себя за то, что не получилось. Представьте другого человека, у которого тоже не получается. Как вы к нему относитесь? С пониманием и состраданием, правда же? К себе так же, с СОЧУВСТВИЕМ и ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ.

5. А еще предлагаю учиться заявлять о себе, о своих потребностях. Напишите список из 10-20 предложений начинающихся с "Я" или "МНЕ"
*Я сегодня грустная.
*Мне нужно сходить в магазин
*Я сильно разозлилась
*Я/Мне ....

Озвучьте эти предложения вслух. Если сложно произносить, неловко, потренируйтесь перед зеркалом их говорить уверенно, спокойно. Используйте в общении с другими людьми предложения с "Я"

Я верю, что вы интересный, классный человек, и хочу это видеть. Поэтому пробуйте вышеописанное, повышайте самооценку, готова помогать на этом пути.

Психолог, гештальт-терапевт Ирина Фахрутдинова.
01.12.2024
Упражнения, чтобы лучше понять как вы себя сами оцениваете.

В статье "Как и чем связаны оценка и самооценка" я писала о том, что процесс оценки очень естественен, и оцениваем мы для того, чтобы соизмерить физическое состояние, собственные возможности, а также учесть правила и ограничения окружающего мира, чтобы понять как получить то, в чем я нуждаюсь в данный момент, как удовлетворить потребность, которая у меня сейчас есть.

С самого детства ребёнок получает много оценок. Эти оценки он начинает применять к себе, он узнает, что он «добрый», «веселый», «вредный», «копуша» и т.д. Иногда так случается, что выросший уже ребенок все еще опирается на оценки, полученные в детстве.

Хочу предложить вам следующее упражнение, чтобы лучше понять как вы себя сами оцениваете. И точно ли сами?

  • 1 этап. Ответьте на вопрос: Кто вы? Какой/Какая вы? Список собственных качеств и характеристик, которые вы о себе знаете, которые к себе применяете. 10-20 характеристик, если будет больше, можно больше :) Отложите список.

  • 2 этап. Возьмите другой лист бумаги, вспомните свое детство, вспомните какие качества отмечали в вас мама, в чем обвиняла, что критиковала, чем восхищалась и гордилась? Напишите 5-7 характеристик. И еще один список от папы. Тоже хотя бы 5-7 характеристик. Вспомните школу, учителей, какие оценки получали от них? Тоже запишите. Оценку друзей, приятелей, одноклассников - тоже можете записать.

  • 3 этап. Сравните список собственных оценок и остальные списки. Есть ли общее в этих списках? Много ли общего? Какие ваши самооценки пришли от мамы и папы, от учителей, от одноклассников?

  • 4 этап. Давайте поразмышляем немного. Выберите ту самооценку, которая вас беспокоит. От кого вы ее получили? Какие у вас чувства к этому человеку? Как думаете, тот кто ее дал, какую свою потребность удовлетворял, когда ее высказывал? Когда вы сегодня себя так оцениваете, что получаете в результате? Какую свою потребность желаете удовлетворить? Получается удовлетворить? Насколько эта оценка сегодня вам соответствует?

Мне очень интересно, что у вас получилось в результате. Много ли нашли пересечений между самооценками и оценками других людей. Нашлись ли самооценки, которые точно про вас? И точно не про вас? Или может быть в некоторых случаях про вас, в зависимости от ситуации?

Made on
Tilda