"Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой." Альберт Эйнштейн
Оценивание - очень естественный процесс. Все и всегда оценивают.
Если ли для вас разница в следующих фразах? В чем она заключается?
«Морозная погода» или «На улице -25*С»; «Веселая девочка» или «Девочка улыбается?»; «Несправедливая оценка» или «учитель поставил двойку».
Во фразах «на улице -25*С», «девочка улыбается», «учитель поставил двойку» я попыталась описать факт реальности, который могу увидеть, услышать, почувствовать органами чувств, безоценочно.
И это первый этап познания окружающего мира - безоценочное познание действительности через познавательные и эмоциональные психические процессы.
А далее для реальной и ежеминутной организации своего поведения и деятельности человек все, что он ощутил, почувствовал, познал, понял, должен соизмерить со своими физическими кондициями, со своими потребностями и возможностями, а также с требованиями общества. Процесс соизмерения и есть «оценивание».
Оценка зависит от чего?
От физического состояния оценивающего,
От главной потребности на момент оценивания,
От собственных возможностей и ограничений оценивающего,
От требований, правил социума
Во фразах «морозная погода», «веселая девочка», «несправедливая оценка» появляется оценка. Погода морозная для меня, жительницы Красноярска, для Норильска она, может быть, комфортной. Когда девочка улыбается, далеко не единственный вариант, что девочка веселится. Я оцениваю факт улыбки, опираясь на свой опыт и свои знания. В оценке всегда есть оценивающий.
Это так естественно оценивать, описывать безоценочно - сложнее.
Оценка сопровождает человека от момента рождения до смерти. Только родившись, о нем говорят, что он «большой» и «толстенький», «смуглый» и «хорошенький», немного позже, что он «умный», «добрый», «справедливый» и так далее. И самооценку ребенок формирует на основе тех оценок, которые он слышит в детстве. В этих оценках очень много оценивающих, их опыт, их потребности.
Сложности с самооценкой возникают когда человек пытается опираться не на то, что он знает, видит, слышит и замечает о себе сейчас, а на тот текст, придуманный кем-то другим в далёком детстве.